Электрическая катастрофа, или «у семи нянек дитя без глазу»

Нина КУРИЛОВА Фото из свободного доступа в интернете

29.07.2017 21:23

Электрическая катастрофа,  или «у семи нянек дитя без глазу»

 

Избалованные благами цивилизации, люди воспринимают их как часть самих себя, тем более что за все эти блага заплачено своими кровными. Потребляя их, кто задумывается, как в случае форс-мажорных обстоятельств выстроить отношения с теми, кто этими благами торгует. А ведь «и на старуху бывает проруха», бывает, что поставщики услуг не всегда качественно выполняют свои обязательства, и тогда начинаются «хождения по мукам».

Совсем недавно в отдельных домах по ул. 5 Августа и Ленина с интервалом в неделю произошли скачки напряжения в электрических сетях. Люди массово лишились в одночасье телевизоров, холодильников, компьютеров, микроволновок и другой бытовой техники, не выдержавшей тяжкого испытания.

Куда звоним? В службу спасения!

Разумеется, первое «Help» было адресовано службе спасения. По номеру 112 ответили, что звонок записывается, и посоветовали обратиться в филиал МРСК Центра -  «Белгород-энерго» по номеру 1350. Там также предупредили о записи звонка, попросили подождать, а затем рекомендовали обратиться в управляющую компанию, сообщив, что у них плановых отключений электроэнергии нет.

В управляющей компании по номеру 5-22-33 девушка, выслушав возмущённую речь пострадавших, обещала, что придут специалисты и всё проверят. Ждать пришлось долго, но к жильцам так никто и не пришёл, только если в течение полутора-двух часов электричество отключалось через каждые 10-15 минут ровно на 2-3 минуты, то последнее отключение заняло около получаса, а затем подача электричества стабилизировалась.

Кто были эти волшебники, что снова зажгли лампочку Ильича, люди так и не узнали. Но собравшись все вместе и выяснив, какой урон каждому принесла эта электрическая катастрофа, стали думать, как можно восстановить ущерб. Как, например, это сделать женщине-бюджетнице, в одиночку воспитывающей ребёнка и потерявшей компьютер? Как это сделать одинокой женщине-инвалиду, которая передвигается на коляске и у которой «накрылся» телевизор и отказал холодильник? А кто-то потерял до трёх-четырёх единиц бытовой техники. И кто виновен в случившемся?

- Как известно, в результате либерализации электроэнергетики технологически единый процесс электроснабжения был разделён по функциональному признаку. Весь процесс – от производства до потребления электроэнергии – уложен в 4 основных этапа: 1) производство электроэнергии; 2) передача электроэнергии по высоковольтным сетям; 3) распределение электроэнергии по линиям среднего и низкого напряжения; 4) сбыт электроэнергии конечным потребителям.

Как они исполняют свои обязательства? Потребитель предъявляет соответствующее требование к гарантирующему поставщику. Гарантирующий поставщик, в свою очередь, предъявляет требования либо к генерирующей компании, что бывает довольно редко, поскольку надёжность в плане генерации организована достаточно качественно, либо к сетевой компании, что бывает значительно чаще, поскольку подавляющее большинство аварий происходит на линиях электропередач. Если авария произошла вне границ балансовой и эксплуатационной ответственности котлодержателя, последний предъявляет требования либо в ФСК, либо в ТСО, - объясняет Евгений Родин, руководитель практики по проектам в энергетике. Получается, что «у семи нянек дитя без глазу».

Ответственность – на управляющей компании?

Тот же Евгений Родин, изучивший правовые аспекты проблемы, поясняет порядок действий при возмещении вреда, причинённого аварийным отключением. Потребитель должен доказать только два обстоятельства: факт отсутствия энергоснабжения (или поставки электро-энергии ненадлежащего качества) и размер убытков (причинно-следственная связь в данном случае доказывается между самим фактом отсутствия энергии и фактом возникновения убытков).

Гарантирующий поставщик может отказать потребителю в возмещении причинённого вреда только в том случае, если докажет, что сбой произошёл по вине самого потребителя.

В случае аварийного отключения гарантирующий поставщик должен осуществить все мероприятия, необходимые для надлежащего оформления факта ограничения энергоснабжения. При необходимости организовать расследование аварии и убедиться в надлежащем оформлении соответствующего акта расследования аварии и иных необходимых документов.

Сетевая компания – котлодержатель - должна нести ответственность не только в границах собственных сетей, но и в границах всех смежных территориальных сетевых компаний. Котлодержатель должен принимать самое активное участие в расследовании аварийного отключения. Подвергать сомнению результаты проведённого расследования аварии в рамках спора о возмещении ущерба недопустимо.

Согласно положениям постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"  обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также электрического оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме,  а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

Сложилось так, что исполнителями, которые занимаются обслуживанием электросетей в многоквартирных домах по договору с жильцами, является управляющая компания. Значит, это она должна нести ответственность за случившееся. Но какой будет мера ответственности? Именно туда и бросились за помощью обеспокоенные жильцы. Интересно, почему в УК ждали несколько часов, чтобы устранить повреждение на линии, хотя жители сигнализировали своевременно?

Семья К. из дома по ул. Ленина потеряла бытовой техники на шестизначную цифру.

- Мы незамедлительно обратились в управляющую компанию с заявлением, и нам обещали в течение 10 дней его рассмотреть. В Белгороде существует специальный центр экспертизы, согласно акту которой должны возместить ущерб. Так вот стоимость экспертной оценки одного предмета техники составляет три с половиной тысячи рублей, - прокомментировал глава семьи К. 

Что думают в отделе по защите прав потребителей?

Порядок действий в такой ситуации подтвердила  и начальник отдела защиты прав потребителей Яковлевского района Светлана Октавиановна Дударева:

- В первую очередь необходимо провести экспертизу вышедшей из строя техники. Если специалист даст заключение, что именно скачок напряжения стал причиной поломки, то надо написать претензию к поставщику услуги согласно договору на поставку электроэнергии. Следует приложить договор, документы на технику, акт экспертизы, и если  после этого будет дан отрицательный ответ, следующей инстанцией станет суд. Можно привлечь адвокатов, можно обратиться к нам. Работать придётся с каждым потребителем индивидуально.  В 2015 году был прецедент : судебное разбирательство привело к решению о возмещении убытков жильцам, потерявшим от аварийного выключения электроэнергии бытовую технику.

Да, процесс, конечно, непростой, нескорый и затратный. И у всех ли будет стоить «овчинка выделки»? Если бытовой прибор старый, то и оценён он будет соответственно. На новый прибор может и не хватить. Так что, куда не кинь, везде клин… для потребителя. Поэтому многие отказываются от судебной волокиты, неся убытки.

Можно предположить, какие объяснения могут дать электрики. Мол, столько в квартирах бытовой техники, что сети не выдерживают. Возможно, но…это объяснение было бы уместно в годах 60-70 прошлого века, но никак не в 21 веке, когда современные технологии, материалы и оборудование рассчитаны на большие нагрузки, и у  многих в квартирах стоят сетевые фильтры. Когда случай единичный, это исключение, когда он повторяется в разных домах с пугающей периодичностью – это уже правило.

Комментариев: 0
Просмотров: 739